Голос Бога в душе человека

Что есть совесть? С точки зрения христианства существует четкая формулировка: совесть это голос Бога в душе человека. Но человек — существо сложное, более того, греховное, поэтому во все времена были люди, которых можно было называть бессовестными. У них этот голос заглушается нашей многоразличной греховностью.

С другой стороны, христианство есть единственная истинная религия. Все другие — и те, которые появились до христианства и после — ложные, но тем не менее, всегда и в них был элемент истины. По этой причине у доблестных язычников (эллинов и др.) было представление о том, что нравственно, а что — нет. Как учит апостол Павле, даже в душе у последнего язычника, который, в отличие от иудея, не имел закона — заповедей Божьих, есть представление о совести. “Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую” (Послание к римлянам, 2:14-15).

Это свидетствует о том, что Господь даже самого смрадного грешника не отвергает. Ведь что такое первородный грех – некое повреждение человеческой природы в результате грехопадения Адама и Евы. Мы все — их потомки, наследуем его. Апостол Павел говорит: “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Послание к римлянам, 7:19).

Так или иначе после 20 христианских веков понятие совести связано с моралью. Совесть обличает нас в том, что мы делаем что-то аморальное. В нерелигиозности морали нет, нерелигиозное – это политкорректность, которая требует от нас прощения всех безобразий и мерзостей, которые есть в современно мире и были в древние времена.

МАРИЯ ЛОМОВА, психоаналитик Излечима ли совесть?

В западной практической психотерапии понятие совести рационализировано. Оно очень плотно связано с осознанностью, это почти одно и тоже, хотя в чем-то это не совсем тождественные понятия — сознательность и совесть. Иначе говоря, человек с высоким уровнем сознания поступает правильно — как бы по совести. Совесть в этом смысле больше связана с понятиями общественной справедливости, порядка, законности, ответственности и личной свободы в демократическом ключе. Т.е. поступай с другими так, как ты хотел, чтобы они поступали с тобой. В этой же парадигме работа должна быть вознаграждена, а преступление — наказано. На этом стоит западная психологическая база. Это то, что нам сегодня так не хватает с хаотичностью и беззаконием нашей жизни. МУКИ ДУШИ СРОДНИ ТВОРЧЕСКОМУ ДЕЯНИЮ

По мнению западного психотерапевта человеку может требоваться помощь специалиста в том случае, если его страдания и муки связаны с тем, что называется гипертрофированной совестью. Для западной традиции именно этот изъян самооценки с направленной на себя агрессией и самобичеванием может квалифицироваться как неосознанный садо-мазохизм, своего рода патология, которая должна быть преодолена. Это проблема очень сильного Супер-Эго — нашего внутреннего родителя, цензора, который контролирует, наказывает и воспитывает нас. В западном представлении существует различие между моралью и этикой. Мораль меняется от эпохи к эпохе. А этика — более глубокое представление о добре и зле, она же описывает принципы справедливости, свободы, личного пространства, уважения к человеку и его правам.

У нас более многоплановое представление о совести и сопутствующих ей понятиях: морали, этике, нравственности. Человек, колеблясь, опираясь на универсальную истину, пытается решить некую этическую дилемму — это всегда нравственный выбор. Но совесть залегает глубже этого пласта.

Сомнения и укоры, муки и угрызения совести порождают в нас тоску, уныние, подавленность, а порой и отчаяние, то что в западной традиции обязательно должно лечиться. Но для русской культуры такие состояния относятся к глубинной сути, когда человек еще не устремляется высоту, но его уже что-то беспокоит, гложет из-за дурного поступка — и эти состояния не могут становится предметом лечебного воздействия. Это та грань, которую современная психология практически не проводит.

В этом существенная разница в понимания совести в западной культуре и в русской. Философ Иван Ильин полагал, что совесть — состояния нравственной очевидности. Это совершенно иррациональное, глубинное чувство, оправданное творчески. Это акт, который всегда уникален, единичен. Поступить по совести, значит совершить акт, согласно внутреннему порыву, который не гарантирует человеку ни пользы, ни справедливости, ни безопасности. Это высший, глубоко иррациональный зов, это божественное в человеке. Муки души сродни творческому деянию.

У нас совесть рождается от бессознательной глубинной детскости сердца. Зачастую человек не только не может передать словами, объяснить, почему он так поступил, но это не возможно и не требуется. Для него это как озарение, не нуждающееся в доказательствах и объяснениях.

Западная психологическая традиция утверждает, что закон для всех один, значит, поступать по закону справедливо и ответственно. В этом смысле воспитать такую совесть проще, потому что она требует рассудочной мысли, здравого смысла. Здравый смысл для западного человека — это гарант обеспечения свобод и прав для всех. Мои права и свободы ограничиваются только твоими правами и свободами. Но такое представление о совести не дает погружения вглубь и творческого полета.

Можно ли научить совести в русской традиции? Было бы точнее задать себе другой вопрос — можно ли воспитать творческого человека? Ведь совесть — как глубоко иррациональное творческое самовыражение человека, воплощает универсальный космический принцип, когда единичная человеческая воля сливается с высшей божественной.

Это не значит, что кто-то на него давит, это акт высшей свободы духа. Человек, который совершил поступок под влиянием такого порыва, никогда не скажет, что это был его тяжелейший долг или проклятая, злая обязанность. В творческом художественном деянии все едино: и чувства, и мысли, и действия. Оно сродни мгновенному интуитивному проблеску, смутному, но могучему предчувствию, заставляющего мужчину бросаться за своей возлюбленной или мать вслед уходящему поезду за сыном, которого убьют на войне, как бы зная наперед, что это свидание последнее. Деяние совести подобно такому прозрению и порыву. Когда человек полностью вкладывается в это действие. И это его глубочайшая правда, не требующая оправданий. Излечение от такой боли равносильно излечению от жизни.

Источник — http://www.goodhouse.ru/emotions/psichology/350567/

Статьи по теме:

Who read in English

Professionals advise at a shampoo choice to consider its components: it should contain an extract of oil of a coco, oil jojoba or solodki, an extract tsvetkov a cornflower, a white lotus, gamamelisa. For an additional food it is important to use balm. To simplification of combing and strengthening of hair apply house masks with grasses, grain kashitsej.

Mask it is put on the cleared skin of a stomach and in 15 or 20 minutes smoem.

Wer liest nach Deutsch

Lassen Sie die fette Mischung auf der Haut fur 10 Minuten, und zu dieser Zeit ruhren Sie jaichnyj das Eigelb um 1 Art. des l. Des Shampoos, wird der Schaum nicht erscheinen. Tragen Sie die Masse auf die Haut des Kopfes uber der fetten Mischung auf und verteilen Sie nach dem Haar. poderzhite 5 Minuten, waschen Sie aus. Wenn das Haar lang, die doppelte Portion jaichnogo des Shampoos vorbereiten Sie. Waschen Sie das Haar mit dieser heil-nahrhaften Erganzung, bis sie wieder hergestellt werden werden.

Wahrscheinlich, viele versuchten, den Korper im Schwitzbad vom heilsamen Ton, dem Salz, den Kaffee, dem Honig zu reiben. Diese Lebensmittel werden in den Saunen und den Saunas haufig verwendet. Ein Grund der Popularitat ist die Einfachheit und die Erhalten, und die Anwendungen, es ist keiner Vorbereitungen nicht notwendig, hat die kleine Buchse genommen und hat den Korper schmiert. Die Hauptregel besteht darin, dass man skrab, wenn auftragen muss Sie ins Schwitzbad zweite Mal vorbeikommen, nur nicht in ersten. Man braucht skrab auf die zarten Stellen nicht aufzutragen.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: